🎁 Скидка 5% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Готовим сбитень в комбинированном самоваре

Сбитень (збитень) — горячий или охлажденный напиток на основе меда и трав, который был известен на Руси задолго до появления черного чая. Первые сведения о сбитне датированы историческим периодом IX-X веков — от крещения Руси, напиток упоминался в Домострое. Также его прославляли в своих произведениях многие русские поэты и прозаики — Гоголь, Пушкин, Толстой, Некрасов.

История сбитня от древних времен до наших дней

Сбитенщик — продавец сбитня — был заметной фигурой на базарах, ярмарках, народных гуляниях и различных праздниках. Зимой сбитнем согревались на улице и после гуляний по морозу, лечились напитком, содержащим лекарственные сборы, а летом — спасались от жары, употребляли охлажденным в больших количествах, наряду с квасом. Варили сбитень в больших самоварах, которые были очень схожи с конструкцией водогрея для приготовления чая, появившегося позднее — в XVIII веке. Сбитенщики носили самовары с собой, угощая горожан и деревенских жителей свежесваренным напитком — благо прибор из меди имел продуманное строение, которое не давало напитку внутри быстро остывать.

Сначала отвар, подобный сбитню, называли взваром или варом, так как все ингредиенты состава смешивались воедино и варились до закипания. Согласно более современным рецептам XVII века, сбитень произошел от глагола «сбивать» — имеется в виду соединение двух и более частей отвара воедино и их смешение до однородного состава. Для приготовления такого напитка использовали два раздельных сосуда или самовар, имеющий несколько перегородок. Отдельно настаивался мед и варились травы, а при достижении готовности составы смешивались между собой и сбивались до густого состояния. Данный напиток был одновременно довольно сытным и полезным, согревал и бодрил в течение долгого дня, защищая от простуды, переутомления и других напастей холодного времени года.

Сбитенные самовары, они же сбитенники, можно было наблюдать в избах и городских домах, самые вместительные сбитенники устанавливались в общественных учреждениях — «сбитенных курнях», где алкогольные и безалкогольные напитки на меду варились круглыми сутками. Строились такие заведения в местах наибольшего скопления людей. Напитки в них подавались на улицу через специальное окошко.

Судя по старинным рецептам, которые дошли до нашего времени в историческом документе «Домострой», отвар получал свой неповторимый вкус и целебное действие благодаря шалфею, тимьяну, доннику, зверобою, мяте, липовому цвету, пряностям и стручковому перцу. Из пряностей чаще других использовались корица, ваниль, имбирь, базилик, гвоздика, лаврушка, кардамон, шафран, мускатный орех. В качестве подсластителей брали продукт натурального происхождения — мед, а также патоку или сахарный сироп. Напиток был полезен и вкусен, он считался национальным русским продуктом, наряду с квасом, задолго до того, как распространение получил китайский чай.

Иностранцы, которые пробовали сбитень, отзывались о напитке с восторгом, чаще всего сравнивая его с заморским глинтвейном. Но главное отличие этих двух напитков состояло в том, что в составе сбитня не было вина, но при этом он был более чем согревающим и лечебным, что делало такой отвар практически незаменимым в морозную стужу. Уличные торговцы-сбитенщики в самые суровые морозы были нарасхват, поэтому им приходилось носить с собой огромные медные самовары со сбитнем, угощая народ на базарах, ярмарках и гуляниях. Сбитень продавали на вокзалах, в трактирах и чайных, на почтовых трактах и постоялых дворах. Вместе с напитком сбитенщик разносил специальные стаканчики с загнутыми наружу краями, которые не давали обжечься горячим отваром. Без согревающего средства не обходилась работа уличных продавцов в лавках, извозчиков и ямщиков.

До начала XIX века, несмотря на появление черного чая и кофе, сбитень сохранял свою популярность у простого народа, так как обходился гораздо дешевле иноземных напитков. Сбитень неоднократно пытались «вернуть в моду» в XX веке, но напиток получался не таким вкусом, даже скорее вредным для здоровья, чем традиционный сбитень на меду, поэтому такая затея не вызвала особого отклика у народа. Заварной напиток имел особенный вкус благодаря не просто смешению ингредиентов, а отстаиванию сусла из меда и патоки с добавлением приправ. Некоторые сбитенщики доводили мед до брожения, изготавливая напиток, подобный браге, медовухе, пиву, только с малым содержанием хмеля.

В домашней обстановке сбитень подавался с калачами, пряниками, баранками, сдобной выпечкой и другими разнообразными яствами. Главным элементом накрытого стола, так же как и в случае с чаем, оставался огненный самовар-сбитенник, ведь напиток подавался горячим, а в медном сосуде он остужался менее всего, долго оставаясь свежим и густым.