🎁 Скидка 5% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Австралийский чай

Чай получил серьезное распространение на материке Австралия далеко не сразу. Первая информация о появлении чая на территории континента связана с порабощением австралийского населения Британией — в 1788 году первая английская колония была основана на острове. Не менее 1500 подданных королевы высадились на суше — в их число входили заключенные и свободные граждане — авантюристы, решивших начать новую жизнь.

Развитие культуры чая в Австралии: первые переселенцы

Существует информация, что иностранцы привезли в Австралию первый чай, который уже был в ходу в Англии того времени. Но количества чая хватило только для личного пользования и распространения на острове он не получил. Коренные жители Австралии заваривали растения семейства миртовых, которые имели некоторое сходство со вкусом и ароматом традиционного чайного листа — мелалеуку (лат. Melaleuca), тонкосемянник (лат. Leptospermum), а также лиану сарсапариллу (лат. Smilax). Такие растения некоторые племена называли чайными деревом, но их употребление было не очень распространено.

В дальнейшем чай стал официальным напитком, который входил в паек колонистов, отправляющихся в Австралию — начиная с 1819 года. Ранее чай завозили несколько раз небольшими поставками — это был традиционный китайский чайный лист, и согласно документам, сохранившихся с тех времен, это были чаи зеленых сортов. Индийские и цейлонские сорта появились почти век спустя — в 1880-х торговец Джеймс Инглис завез на материк достаточное количество чая, и вести о нем быстро распространились среди коренных австралийцев.

Ввоз чая в Австралию с середины XIX века

Первая чайная лавка открылась в 1884 году в Брисбене. Ее основатель Альфред Бушнелл имел родство с семейством известной чайной компании Brooke Bond. Примечательно, что магазины марки «The Tea Man’ Bushell» существуют и по сей день. Еще одна известная в Австралии марка чая — «Billy Tea» получила свое название не благодаря имени владельца, а в честь распространенного выражения «to boil the billy» — которое на сленге австралийцев и обозначало «заварить чай». Выражение пошло от искаженного «billycan» — так называли походный котелок, который помогал выжить первопроходцам на материке, обеспечивал походный уют и пропитание. В рекламе этого чайного бренда, который оставался самым популярным на континенте в первой половине XX века, была использована история местного фольклора — бродяга, путешествующий по просторам страны с походным котелком, кипятит воду на огне и заваривает чай под песню «Waltzing Matilda», которая считается неофициальным гимном страны.

К началу Второй мировой войны австралийцы, населяющие материк, не испытывали недостатка в чае, но по понятной причине, перебои с поставками чайного листа все же начались — и чай стали выдавать по талонам. На каждого человека было рассчитано не более, чем три порции напитка в сутки. И австралийцам — поклонникам напитка приходилось обменивать карточки на другие продукты в пользу чайных талонов. Соответственно, те, кто не любил чай, пытались сбыть свои талоны на заварку и выменять что-нибудь другое. Чайные поставки в города периодически разворовывались — мародеры грабили и поезда, и торговые суда, прибывающие в населенные пункты. Чай также был одним из самых ходовых товаров на черном рынке в военное время.

Первые попытки выращивания чая на материке

Отдельного внимания заслуживает история чая, выращенного непосредственно на австралийских землях. В апреле 1882 года четверо братьев Каттенов исследовали южные земли в поисках подходящей местности для возделывания плантаций чая. В окрестностях штата Кливленд, где климат был устойчиво жаркий и влажный, решено было перепахивать землю и выращивать чайный лист. Ради эксперимента были посажены несколько сельскохозяйственных культур — фрукты, цитрусовые, чай, кофе, цикорий, табак, пряности. Практический опыт показал, что выращивание чая на продажу — гораздо более трудоемкий процесс, чем выращивание кофе, поэтому масштабное производство чайного листа наладить не удалось. Несколько раз на плантации обрушивались серьезные тайфуны, пришедшие с океана — и разгромленные территории приходилось долго и трудозатратно восстанавливать.

Более серьезных успехов достиг Джеймс Гриффитс и его компания «Griffiths Brothers Tea», существующая на рынке с 1879 года. Сначала предприниматель занимался закупками и продажей чайного листа и кофейных зерен на территории Австралии, а с 1901 года Д. Гриффитс приступает к собственному производству чая, упоминания о котором датированы 1901-1923 годами. Сейчас фирмы уже не существует — напоминанием о ней служит только здание в окрестностях Сиднея, представляющее историческую ценность.

Внимания достоин и доктор Аллан Маруфф, внесший свою лепту в развитие чайного промысла на материке. В середине XX века он переехал вместе с супругой из Индии и решил заняться разведением чайной культуры, так как обнаружил весомое сходство климата Австралии с местами произрастания чая в Индии. По иронии судьбы, натолкнули его на такие размышления уцелевшие чайные кустики, которые самостоятельно росли в этих окрестностях — на бывшей ферме братьев Каттенов. Одичавшие растения настолько хорошо себя чувствовали в условиях влажного тропического климата, что выросли более трех метров в высоту. Некоторые древние экземпляры сохранились в окрестностях Кэрнса до наших времен — и их возраст насчитывает более пятидесяти лет, что очень весомо для таких сельхозкультур.

В 1858 году профессор занялся разведением самых популярных местных культур, среди которых был и чай — семена чая и других полезных растений он собрал на бывших сельхозугодьях Каттенов. Посадки охватывали территорию медленными темпами — с 1958 по 1965 год урожай собирали только с 30 акров земли из 320 акров, имевшихся в собственности. В это же время профессор принимает участие в освоении земель Восточного нагорья Папуа-Новой Гвинеи, которые позже станут основой для развития чайного производства на островном государстве.

Развитие чайной промышленности полного цикла

Когда чай научились правильно выращивать и получать хороший урожай, встал вопрос о продуктивной сборке чайных листьев — обрабатывать каждое растение вручную было бы убыточно, поэтому начались эксперименты по созданию первых машин для сбора чая. Для того, чтобы заниматься заготовкой и производством чайного сырья на профессиональном уровне, Маруфф должен был решить главный вопрос — строительство завода полного цикла. Чайному земледельцу пришлось объединить свои силы и финансы с владельцем компании TEA (Tea Estates of Australia) Родом Тейлором. В 1970 году появилось их партнерский бренд NTE (Nerada Tea Estates) — год спустя после строительства завода в продажу поступила первая партия фирменной продукции.

Производство чая NTE считалось на тот момент не только самым передовым в Австралии, но и одним из самых технологичных во всем мире. К сожалению, компания Маруффа быстро разорилась, предприятие было выкуплено Родом Тейлором и с 1974 года чай продавался под маркой «Nerada Tea». Вплоть до нашего времени «Nerada Tea» является крупнейшим на материке производителем и поставщиком чая — во владении компании тысячи акров земли для возделывания чайного куста, целая сеть магазинов и несколько ресторанов. Это один из первых производителей, выпускающих чаи с добавками — мятные, бергамотовые, лимонные, малиновые, ванильные, коричные сорта.

Чай в Австралии — главный напиток XX и XXI века

В 1978 году, когда чай местного производства уже перестал быть редкостью, компания «Madura tea estate» поставляла на австралийский рынок привозные цейлонские и индийские чаи, а также зеленые и красные сорта собственного производства. Технология возделывания, сбора, сушки и ферментирования зеленого чая была налажена в лучших японских традициях — производитель существует и сейчас, а его пропаренный зеленый чай достаточно известен не только в Австралии и Новой Зеландии, но и в других странах.

И пусть австралийский чай не имеет широкого признания на других континентах, а история его весьма скромна, производители чая — от коренных жителей страны до британских колонистов — развивали чайное производство в стране и сделали много полезного, чтобы чай в настоящее время занял первое место среди употребляемых населением напитков.