Новости сайта
21 ноября 2024
18 ноября 2024
18 ноября 2024
|
Культура русского чаепитияЧай впервые появился на Руси несколько веков назад, и с тех пор прошел интересный путь — от недоверия и временного забвения, до повсеместного распространения и благоговейного отношения к нему людей всех возрастов и сословий. Чай — не исконно русское изобретение, но его использование так сильно повлияло на обычаи и быт наших сограждан, что чай по праву можно считать главным национальным напитком. Первые упоминания о чае в царской России относятся к XVI веку — вернувшиеся из Китайской Империи казачьи атаманы Петров и Ялышев высоко отзываются о диковинном бодрящем напитке, говоря о нем, как о «китайской траве». Возможность же попробовать чай лично появилась у царя Михаила Федоровича в 1618 году, когда сундук с чайной травой преподнес ему китайский посол. Дипломатические обмены подарками между двумя странами, которым уделялось большое значение в то время, позволили боярам получить несколько тонн чая и других даров. Правда, как именно употреблять чай тогда еще никто не знал — но, когда царское окружение выведало, что чай надо заваривать в кипятке, и чаем с удовольствием начал угощаться и сам Михаил Федорович. С 1665 года, когда нынешний царь Алексей Михайлович, принимавший от болезни желудка чайный напиток, признал его «изрядным лекарством», слухи о целебном свойстве чая распространились по всей Руси. Было замечено, что чай обладает бодрящим и восстанавливающим действием, помогает бороться со сном во время долгих церковных служб и утомительных боярских заседаний, очищает и освежает кровь, снимает похмелье. С этого времени чай и начал входить в моду у богатых господ, а только через несколько столетий чай стал доступен и для простолюдинов. Распространение чая на Руси: всенародно признанный любимый напитокВ 1679 году с Китаем был заключен договор о поставке чая, который привел к возникновению Великого чайного пути — сухопутной дороги, включающей часть Сибирского тракта, и соединяющей между собой Китайскую империю и Западную часть России. Чай, доставленный таким способом, ценился выше, чем товар, привезенный по морю, ведь хранение в сырых и затхлых морских трюмах плачевно сказывался на качестве чайного листа. И это означало, что привезенный из Китая чай по-прежнему был недоступен по стоимости простым сословиям. Элитные чайные сорта, включая зеленый, желтый и белый, доставлялись только аристократам и стоили больших денег даже по европейским меркам. А простолюдины по прежнему пили сбитень, травяные отвары, квасной напиток и иван-чай. И только к XIX веку чай смогли себе позволить все жители Руси, и связано это было с установлением торговых отношений с Индией, которые касались ввоза менее ценного Цейлонского чая. Вскоре появились еще более доступные сорта чая — грузинский и краснодарский. Несколько десятилетий спустя чай стал обязательным напитком на столах каждого жителя Московии, а позже, перевозимый от рынка к рынку, получил распространение даже в самых отдаленных деревнях. Так Россия, наравне с Англией, получила неофициальный титул «чайного государства». А что кардинально отличает процесс чаепития на Руси и в Англии, так это чайная церемония. Культура чаепития на РусиФормат русского чаепития был частично заимствован у Восточных стран — отсюда появилось отношение к чайной церемонии на Руси как к ритуалу, особому, праздничному действу, семейному таинству и празднику для дорогих гостей. По большей части, феномен популярности чая в нашей стране крылась именно в таких душевных посиделках, которые была адаптирована к характеру русского человека и отлично прижились в каждом доме. В чем же заключается смысл настоящего русского чаепития? В противовес восточным практикам, которые делали акцент на отрешение человека, вкушающего чай, от будничного мира, славяне чувствовали потребность в задушевном общении с близкими сердцу людьми и сполна смогли выразить свое радушие и гостеприимство в чайном ритуале. Каждое застолье, включающее в себя угощение чаем и сладостями, дает русским возможность расслабиться и насладиться обстановкой, общением с приятными людьми. Только в России чаепитие может сильно влиять на душевное состояние, раскрыть особенности характера каждого, присутствующего за столом, помочь излить душу. Конечно, за посиделками, включающими ароматный чай, люди делятся новостями, полезной информацией и решают важные для них вопросы. За чашкой чая можно решить семейные дела, заключать важные сделки, заводить новые знакомства. Особенности русского чаепитияДень каждого дома, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба в глухой деревне, начинался именно с чая. По всем признакам хорошего тона, чай должен быть горячим, качественного сорта, крепко заваренным, с молоком, медом, сливками и сладостями. Чай пили «вприкуску» — чтобы не перебивать сладкими яствами его настоящий, ароматный вкус. А к столу обязательно подавались сласти и выпечка — колотый сахар, булочки, калачи, ватрушки, пироги, баранки и варенье. К концу XIX века в России складывается настоящая чайная культура — наряду с ресторанами и трактирами появляются чайные, возникают полноценные правила чайного этикета, повсеместно используется выражение «пригласить в гости на чай». Чайная церемония становится неотъемлемым атрибутом всех русских праздников, потребление чая все чаще приравнивается к отличительной русской черте, а культурные деятели XIX и XX веков часто сравнивают ритуал приема чая с утренней и вечерней православной молитвой. |
Телефоны: Москва: +7 499 653-88-55, для регионов: +7 800 555-21-14, Тула: +7 4872 25-01-26
Электронная почта: tulasamovar@mail.ru Адреса магазинов самоваров по России, карта сайта, наши партнеры, Прайс-лист © 2008-2022 Интернет-магазин «ТулаСамовар.Ру»: Все права защищены. Политика конфиденциальности, согласие на обработку персональных данных. Обращаем Ваше внимание на то, что данный Интернет-сайт www.tulasamovar.ru носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Информация, представленная на сайте, ни при каких условиях не должна рассматриваться как предложение, сделанное Продавцом какому-либо лицу. Продавец оставляет за собой право в любое время изменить данную информацию без предварительного уведомления. |