🎁 Скидка 5% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Как сделать самовар

Производство самоваров претерпело значительные изменения за последние несколько столетий. Можно только удивляться, насколько просты были инструменты, с помощью которых изготовляли первые водогреи на Руси. Для работы мастерам известных тульских фабрик требовались молотки, клещи, резцы, пилы, меха, горны, подпилки и токарные станки. Изначально все детали изготовлялись вручную, даже паровая машина, которая приводила в движение токарный станок вместо мастера, была далеко не на каждом производстве.

Осуществляли всю работу несколько мастеров распространенных в XVIII веке ремесел - слесарного, токарного и кузнечного. Помимо традиционных приспособлений применяли они и необычные предметы, например, “кобылину” или “шпагу”. Первая деталь была необходима для соединения самоварного корпуса с основанием, а вторая представляла собой металлический стержень, придающий прочность самовару в месте соединения туловища и поддона. Наиболее трудной технологией, от которой зависело качество изделия, было нагревание латунного листа для придания ему пластичности и формирование из него корпуса будущего прибора. Про такую работу говорили - “править пузо”. Мастер, который набил руку в изготовлении таких конструкций, мог легко выплавить латунное изделие необычной формы и нестандартного размера.

Кроме кузнеца, над самоваром работали и другие специалисты. Одни из них занимались производством мелких деталей из латуни - шейки, поддона, ручек, крана, крышки. Слесари обтачивали латунные детали для точного соответствия размеров, токари придавали им готовую, глянцевую форму. Существовал и сборщик самоваров, который вручную собирал конструкцию и спаивал детали. Лудильщики покрывали поверхность кувшина (трубы, в которой разводился огонь) и корпус оловянным составом. Чистильщики полировали внешнюю часть смесью речного ила и сала, а потом протирали поверхности известью. Самовар, подготовленный к продаже, в целях удобства украшали деревянными ручками и декоративными “шишечками”.

Не все ремесленники, принимающие участие в создании водогрея, работали в одной мастерской. Чаще всего водогреи отдавали “на литье” в отдельную мастерскую, также покрытие оловом осуществляли самостоятельно работающие мастера. Немногим предприятиям удалось создать масштабное, комплексное производство, которое включало в себя все этапы деятельности по созданию самоваров. Обычно мастерские состояли из двух изб и кузни, а количество работников не превышало десяти человек, часто даже владелец заведения принимал участие в работе - например, занимался слесарным делом.

Упоминания о применении в работе автоматизированных приборов начинаются с 1870 года - именно в это время на фабрике братьев Баташевых в обиход вводится паровая машина. Механизм, который преобразовывал энергию пара в механическую, был основным мощным двигателем, использующимся в производстве XIX века. Это поршневое устройство имело мощность 10 л. с., оно приводило в действие токарные станки и механические прессы. Постепенно, к началу XX века, все крупные предприятия были оборудованы паровыми станками, а передовыми технологиями стали считаться аналогичные двигатели, работающие на нефтяном топливе или от электричества. Такие механизмы появились на заводах Баташевых, Тейле, Шемариных.

В конце XIX к привычным этапам производства самоваров добавилось никелирование. Покрытие готового прибора никелем для прочности осуществлялось методом гальванирования - в большой сосуд, содержащий соли никеля, подавался электрический ток. Такая процедура обработки была редкостью, поэтому самовары для покрытия никелем отвозились в специальные мастерские. Особенности данной процедуры описывались на самом изделии определенным клеймом - “собственной никелировки” или обозначением предприятия, где проводилась никелировка.

Середина XX века ознаменовалась практически полным переходом на автоматическое производство самоваров. Сказалось это, прежде всего, на внешнем виде приборов и их технических параметрах. Если самовары, изготовленные мастерами вручную, несмотря на одинаковую форму и объем, отличали незначительные расхождения в габаритах, то приборы, изготовленные машинами, были совершенно одинаковы. “На поток” было поставлено не только производство кувшинов и корпусов, но и изготовление всех деталей. Водогреи стали более удобными, но потеряли часть своей индивидуальности. Ручное производство декоративных моделей также было остановлено - даже миниатюрные копии действующих самоваров воплощались с помощью автоматизированных механизмов.

Декоративное оформление также стало проводиться с помощью фабричного инструментария - теперь орнаменты появляются на корпусе благодаря методу гидроштамповки, а натуралистичные картины наносятся фотоспособом при использовании термостойких красок. Создание финишного, защитного покрытия производится ультразвуковыми станками.

Такие необычные изменения претерпело самоварное производство буквально за два столетия - от применения “кобылины” до выполнения всей работы современной электронно-автоматической техникой.