🎁 Скидка 5% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Самовары Малаховцева

Чаёвничание — древняя русская традиция. Самовары — неизменный атрибут культурного времяпровождения — стали частью жизненного уклада народа. Ямщики и купцы чаем из дровяного нагревателя отогревались после зимней дороги. Крестьяне у простейшего водогрея находили утешение в общении близкими, обретали бодрость, облегчали участь.

Это незатейливое устройство для кипячения воды было настолько близко людям, что нашло отражение в афоризмах, сказках, пословицах и поговорках. Посвящаемые ему строки выходили из-под пера мэтров литературы. О самоваре благодарно откликались А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, К. Чуковский. Воодушевленные ароматным напитком из «чайной машины» художники переносили круглобокие изделия на полотна, иногда вместе с сотрапезниками. У одного только Бориса Кустодиева картин со сценами чаепития возле «блестящего друга» наберется с добрый десяток. К русскому символу на холсте касались кисти В. Перова, К. Коровина, К. Петрова-Водкина.

Самовар в России считался украшением стола. Любители горячего тонизирующего напитка из изделия тульских мастеров отмечают вкус и аромат, не сравнимые с чаями, приготовленными иным способом.

По утверждению знатоков, «чайную машину» из Европы привез Петр I. В 1739 г., после смерти царя, уральские умельцы повторили заморское устройство в меди. Начало промышленному изготовлению сакрального символа России было положено 39 лет спустя. В 1778 г. в Туле оружейных дел мастер Федор Лисицын организовал мастерскую. В ней сыновья Федора поставили на поток изготовление устройств для кипячения, открыв новую страницу в истории медных изделий. В последующие годы возраставший спрос на этот товар привел к открытию самоварных предприятий за пределами Тульской области.

Продукция фабрики В. А. Малаховцева

В производственных цехах изготавливались жаровые нагреватели, растапливаемые дровами и углем. Для литья корпусов использовалась медь и сплавы — латунь, бронза. Дорогие модели для высшего сословия, промышленников и купечества отливались из серебра. Емкость под кипяток подвергалась ручному лужению.

Среди других тульских предприятий фабрика Малаховцева занимала видное место. Выпущенная малаховцевскими мастерами продукция пользовалась спросом в России и за границей. Выставляемые на всероссийских и международных конкурсах экземпляры неизменно попадали в призеры, получали медали, изображения которых тут же переносились на сверкающие туловы и крышки новых поколений кипятящей воду продукции. Количество медалей увеличивало ценность и престижность продукции этого бренда, попутно отражаясь на цене.

Характерные отличия

Кроме завоеванных на престижных выставках медалей, самовары этого промышленника имели характерные отличия:

  • надпись по полукругу «Фабрика Василия Андреевича Малаховцева въ Туле», которая наносилась чеканкой на крышку;
  • клеймо на тулове со львом (слева), единорогом (справа) и купидоном (посредине, над надписью с приведенным выше содержанием), вензелем и лентами со словами «Утверждено правительством 1899 г.» (внизу);
  • вислые (свободно перемещающиеся по вертикали) ручки;
  • прямоугольные накладки для крепления ручек к корпусу;
  • круглые основания с 2-3 выступами;
  • совмещенная с поддувалом шейка;
  • одинаковое количество идентичных по форме и размеру прорезей на конфорке и в поддувале;
  • квадратный поддон с фигурным нижним краем;
  • слегка выступающие за геометрические размеры поддона строгие прямоугольные ножки без украшательства.

Несмотря на возраст, измеряемый десятками и сотнями лет, заводские изделия с перечисленными признаками до сих пор в ходу. Они блестят полированными боками в антикварных магазинах. Форумы в Интернете пестрят объявлениями о продающихся редких моделях. На блошиных рынках среди хлама еще встречаются окислившиеся и потерявшие товарный вид экземпляры. Находясь вне времени, нагреватели с изображениями льва, единорога и купидона на маркировке представляют ценность для любителей общения за чашкой или блюдцем чая, приготовленного дедовским способом по прабабушкиному рецепту. Они пользуются спросом и у ценителей старинной утвари, и у почитателей традиции питья чая в России.